Каталог товаров
Каталог товаров

Динамическая обработка звука. Компрессор

А зачем, собственно, нужна динамическая обработка звука? В идеале, звуковая аппаратура должна точно отображать окружающую акустическую палитру. На практике – динамический диапазон реальных звуков куда шире аппаратного. Отсюда – искажения, то есть появления в «искусственном» звуке составляющих, которых в «живом» и в помине не было. Задача динамической обработки – привести звуковой сигнал в удобоваримый для электроакустики вид.

Динамический диапазон сигнала характеризует разницу между его максимальным и минимальным уровнями. Сжатие динамического диапазона, в чём и заключается суть динамической обработки, таким образом, сводится к уменьшению максимальных значений и увеличению минимальных. К снижению громкости внутри динамического диапазона, короче говоря.

Компрессор – электротехнический прибор, процессор, используемый для уменьшения разницы между минимумами и максимумами звукового сигнала, что, в конечном счёте, значительно улучшает качество воспроизводимого звука. Смысл его применения – ограничение пиков сигнала: пики грозят даже не просто искажениями, но и физическим повреждением аппаратуры. В то же время – подтягивание сигналов низкого уровня на различимый при воспроизведении. В итоге, общий уровень сигнала повышается.

Настраиваемые параметры компрессора:

·               Порог срабатывания компрессора (Threshold) – уровень сигнала, при котором начинается, собственно, работа прибора. Слишком высокий порог срабатывания приведёт к недостаточной обработке звука. Слишком низкий – к «удушению» сигнала;

·               Степень компрессии (Ratio) – отношение, характеризующее степень воздействия компрессора на сигнал. Воздействие можно установить просто:

 

Оut = Threshold + (In – Threshold)/ Ratio

 

Где:

Оut – уровень сигнала после компрессии (дБ)

In – уровень оригинального сигнала (дБ)

Threshold – порог срабатывания (дБ)

Ratio – отношение, например, 3/1, 10/1

 

 

 

 

Таким образом, чем величина отношения будет больше, тем большее влияние на оригинальный звук будет оказано, тем ближе выходной сигнал будет к пороговой величине. При отношении, равном 1, компрессии, естественно не будет. При значительных отношениях (скажем, 20/1) получится лимитер.

·               Атака (Attack) – время, через которое прибор начнёт коррекцию сигнала после превышения порогового значения. Указывается в миллисекундах (мс). Большая величина атаки допускает компрессию сигнала, не затрагивая кратковременные всплески. Длительность атаки обычно определяется «на слух»;

·               Восстановление (Release) – время, через которое компрессор прекратит коррекцию в случае падения сигнала ниже порога срабатывания. То начнёт пропускать оригинальный уровень сигнала. Если время атаки невелико (то есть, прибор настроен на подавление резких щелчков), то и восстановление должно быть быстрым. В противном случае, после щелчка будет подавляться основной звук, что нежелательно. И наоборот;

·               Компенсация громкости (Gain или Make-up gain) – восстановление громкости на выходе. Поскольку после компрессии звук становится тише и сложно сопоставить результаты, уровень должен восстановиться. Для настройки параметров компрессии. Эта функция есть во всех компрессорах, в некоторых она автоматическая.

Многие компрессоры имеют ряд дополнительных функций, облегчающие их настройку и, в конечном счёте, делающие работу более удобной, а звук – более качественным.

В некоторых компрессорах может быть реализован режим автоматической коррекции времени восстановления. Восстановление уменьшается, если в сигнале присутствует большое количество пиков и увеличивается при более ровном звуке. Во многих случаях это избавляет от необходимости отдельной настройки.

Существуют компрессоры с автоматической подстройкой времени атаки. Время атаки уменьшается с появлением «щелчков», растёт при более ровном сигнале.

Надо заметить, что автоматика может работать не всегда адекватно, например, подавлять резкий звук, который следовало бы оставить без изменений.

Может присутствовать пиковый режим (Peak). Такой режим подходит в случае для жёсткого ограничения сигнала. Для быстрого реагирования на самые динамичные изменения сигнала.

RMS-режим не реагирует на пиковые значения сигнала. Компрессор работает практически незаметно, осуществляя только общее выравнивание.

Жёсткий режим (Hard knee) – режим, при котором сигнал, превысивший пороговое значение, сразу будет подвергнут компрессии с постоянным заданным отношением. При сильном сжатии в таком режиме звук довольно заметно портится. Этот режим характерен для жёстких лимитеров, например.

Мягкий режим (Soft knee), динамическая компрессия – режим, при котором допускается постепенное увеличение или снижение степени компрессии в зависимости от величины превышения сигналом порогового значения. Вернее даже, компрессия начинается ещё до достижения порога, и степень компрессии начинает нарастать с нарастанием уровня сигнала. Компрессор в таком режиме менее заметен и результат почти всегда весьма приемлем. Кроме случаев необходимости именно резкого подавления скачков сигнала, где нужен жёсткий режим.

Сайдчейн компрессия. Происходит анализ одного канала и, когда уровень сигнала нарушает пороговый, применяется компрессия к другому каналу. За редким исключением применяется для инструментов одной широтной области.

Оптический режим – применяется для имитации цифровыми компрессорами аналоговых моделей. Из-за мягкой работы, характерной для аналоговых приборов, оптические компрессоры получили довольно широкое распространение.

 

Для обработки композиций не всегда бывает достаточно одного компрессора. В этом случае можно воспользоваться многополосной компрессией. То есть компрессией нескольких полос частот, причём каждая полоса обрабатывается со своими параметрами. Например отдельно низкие, средние и высокие частоты.

Для этого используется многополосный компрессор. Границы полос устанавливаются индивидуально для каждой композиции. Параметры сжатия – тоже. За каждую полосу при этом отвечает отдельный компрессор.

Многополосный компрессор позволяет реализовать режим динамической эквализации. Эквализации можно добиться, установив нулевые значения времён атаки и восстановления. В этом случае компрессор может работать, например, в режиме деэссинга (подавления «шипящих» и «свистящих» частот).

В любом случае, компрессор с правильно настроенными параметрами сделает звук однозначно лучше, плотнее и отчётливее. Ненужные скачки станут тише, тихие звуки подтянутся. Только нужно чётко определиться с масштабами и, вообще, с необходимостью компрессии.

Применение компрессии повышает соотношение сигнал/шум. В случае применения цифровой обработки сжатого сигнала снижается необходимое число битов, чем достигается более высокое цифровое разрешение.

К списку статей