Каталог товаров

Немного о лебёдках

Лебёдка – механизм, создающий усилие путём наматывания на вращаемый тем или иным способом барабан каната (троса) или цепи. Это самое усилие может быть направлено как на подъём/опускание грузов, так и на перемещение чего-либо. Автомобиля из грязи, например. Когда и где появилась первая лебёдка – неизвестно, кем изобретена – естественно, тоже. Известно только, что пользовались механизмами подобного типа практически все цивилизации. Как и было указано для подъёма и перемещения грузов.

Справедливости ради, но вопреки общепринятому определению, надо сказать, что не все лебёдки имеют барабан. Безбарабанная схема реализуется в, так называемых, монтажно-тяговых механизмах. При помощи рычажного и зажимного механизмов, канат (трос) просто протягивается через устройство, фиксируясь при обратном (холостом) ходу. Таким образом, длина каната (троса) не ограничивается ёмкостью барабана, поскольку его попросту нет. Длина каната (троса), в принципе, не ограничивается ничем, как и величина перемещения передвигаемого груза.

О приводе. Во все времена самым доступным, почти безотказным, мобильным, не требующим усложнения конструкции и, как следствие, самым распространённым был ручной привод. Можно, конечно, скотинку запрячь и назвать это «гужевым приводом», да где ж её сейчас взять, скотинку-то? Ручные лебёдки оправданы, когда грузы не особенно велики, когда не так уж часто и нужна лебёдка эта, когда попросту нет сети и нет иного выхода. Естественно, применение лебёдки значительно снижает потребные усилия, естественно, можно дополнительно использовать полиспаст, например, однако, общее количество работы от этого не уменьшается. А человек ленив. Мало того, человек тороплив. Со временем потребовались альтернативные источники.

И они нашлись. Прежде всего – паровая машина. Для строго стационарных заводских условий не так уж и плохо. Двигатель внутреннего сгорания. Первый вариант, вероятно, используется крайне редко по понятным причинам. Второй – слишком громоздко и дорого, хотя, в принципе, возможно. Остаётся и напрашивается одно – электродвигатель (экзотические варианты типа водяного колеса или ветряка не рассматриваем. Причём, желательно асинхронный электродвигатель по экономическим соображениям.

Итак – электрическая лебёдка. Основными частями электрической лебёдки являются электродвигатель, редуктор, барабан, рама (может и не быть), тормозная система, муфта (может не быть), цепь или трос. Электродвигатели, как уже и было сказано, чаще применяют асинхронные с коротко замкнутым ротором. Когда существуют какие-то особые требования, применяются другие типы электромоторов. Так, фазные (с обмоткой) электродвигатели используются в крановых устройствах. Барабаны применяют как гладкие, так и нарезные. Отлично зарекомендовали себя в лебёдках металлические тросы. Об их прочности, понятно, и говорить нечего, однако, они охотно ржавеют, появляются болезненно колючие зубцы, склонны к заломам, что снижает их прочность и затрудняет намотку. А уж если лопнет, то треснет так, что мало не будет. Цепь таких недостатков лишена. Правда, в некоторых случаях используют синтетические тросы.

Электрические лебёдки, работающие от бытовой сети 220 В/50 Гц отличаются высокой мобильностью, но имеют ограничения по усилию, по числу включений в единицу времени. Обычно бытовые лебёдки выпускаются для нагрузки менее 300 кг. Трёхфазные (380 В/50 Гц) лебёдки обладают значительно лучшими характеристиками и являются самым распространённым типом. Управляться лебёдки могут прямо или через контактор, что, конечно, лучше со всех точек зрения. Пожалуй, единственным недостаток именно электрических лебёдок – достаточно сложные отношения человека с электричеством. Случаи поражения электрическим током, к сожалению, нередки.

К списку статей