Каталог товаров

Постановочные световые приборы

Первым, в нашем понимании более или менее сценическим освещением стали свечи и масляные светильники. С освещением сцены всё понятно, но ведь надо было освещать ещё и зрительный зал! Это как же надо было любить театр, чтобы терпеть капающий за шиворот расплавленный воск и часто невыносимый чад от горящего масла… Но уже и тогда постановщики спектаклей сознавали необходимость особого внимания к освещению сцены. В частности, для создания постановочного освещения использовались канделябры и лампы с отражателями. Дела существенно поправились с появлением газового освещения. Пламя горелок было ярче, появились лампы со светящимся раскалённым твёрдым телом, газовые прожекторы, снабжённые линзами. И всё это было неудобно, так как газ заодно отапливал помещение (горелки больше грели, чем светили), и весьма пожароопасно. Настоящим избавлением стало появление электрических ламп.

С тех пор минуло полтораста лет, и задачи осветительных приборов стали значительно более трудными. Современная шоу-индустрия весьма требовательна к светотехнике, и не только к ней. Непонятно даже, усложняет или упрощает задачу организаторов, дизайнеров, художников и инженеров обилие предлагаемых на рынке устройств. Можно начать, например, со светильников.

Светильник в бытовом понимании – это просто «когда всё видно». Для решения каких-то специальных задач лучше прожекторов пока ничего не придумали. Всегда предполагается освещение какой-либо области пространства (сцены, концертного зала, стадиона, танц-пола, стройки, да чего угодно!). Причём в большинстве случаев желательно освещение не создающее теней. Та ещё задачка. Видимо, вполне корректно понимать под светильниками прожекторы (или набор прожекторов) заливающего света. То есть источник света, производящий луч с большим углом раскрытия. Телесного угла в случае симметричного луча. Существуют также прожекторы с асимметричным отражателем для концентрации света в нужной плоскости. Для усиления эффекта заливки могут быть использованы несколько прожекторов в одном корпусе – блиндеры. Нечто подобное используют для сцен: рампы и софиты.

В любом случае, только заливающий свет никогда не казался достаточным. Отдельные элементы сцены, декораций, интерьера, архитектуры почти всегда нуждаются в выделении. Такая подсветка должна быть заведомо ярче фоновой, но сконцентрирована именно там, где и нужна.

Не менее света важен цвет этого самого света. Самую невзрачную стену можно «оживить» затейливой игрой лучей. С другой стороны, обидно будет за старавшегося дизайнера или архитектора, чей труд может быть погублен плохим освещением или не замечен вовсе. А ведь арсенал световых приборов вполне достаточен.

Статичные световые приборы.

PAR-прожекторы (парблайзеры). Весьма бюджетный вариант прожектора, но с широкими возможностями. Углы раскрытия луча в диапазоне 7°…60°. Мощность 100Вт…1000Вт. Всё зависит от лампы (галогенной или металлогенной) специальной конструкции. Всё просто – корпус, лампа, сменный (не в процессе работы) светофильтр. Никакой оптики. Широко применяются в театрах, на концертах, в клубах. В специальном исполнении (с дополнительной защитой от пыли и влаги) – в качестве архитектурной подсветки.

Профильные прожекторы. Применяются для получения светового пятна различных профилей (оттуда и название). С применением профилирующих ножей или ирисной диафрагмой между лампой и линзой. Источник света – галогенная или металлогалогенная лампа. Может применяться как проектор. В этом случае используются металлические пластинки с прорезями (гобо) или стеклянные с рисунком (фотогобо). Угол раскрытия луча регулируется.

Линзовые (театральные) прожекторы. В оптической системе применяются либо плосковыпуклые РС-линзы, либо линзы Френеля. В последнем случае границы пятна света будут выражены более чётко. Изменяемый угол раскрытия луча в широком диапазоне позволяет использовать большинство моделей как для точечной подсветки, так и для заливающего освещения. Возможно применение кашетирующих шторок.

Следящие прожекторы (световые пушки). Предназначены для высвечивания участков сцены, артистов, ведущих. Большинство моделей управляется вручную. Некоторые, более дорогие, по протоколу DMX512. Могут иметь строб, диммер, встроенный колорчейнджер, возможность изменения угла раскрытия луча, фильтры коррекции цветовой температуры. Применяются в театрах, на концертах, стадионах и т.п.

Колорчейнджеры. Линзовые (РС или линзы Френеля) прожекторы с автоматической сменой цвета. Цвет формируется или фильтрами, расположенными на колесе цвета, или при помощи систем синтеза (RGB, CMY). Проецирование изображений при использовании трафаретов гобо. Диммер, строб, фрост-фильтр и т.д. Автоматическое изменение угла раскрытия луча. Управление может осуществляться по протоколу DMX512, звуковой активацией, встроенными программами.

Архитектурная подсветка. Приборы архитектурной подсветки предназначены для подчёркивания достоинств зданий, культурных объектов и, заодно, для общего освещения.

Стробоскопы. Предназначены для создания световых импульсов управляемой длительности. Подразделяются на ламповые стробоскопы и светодиодные LED стробоскопы

Световые эффекты. Приборы этого класса не являются собственно осветительными и действуют в ограниченном пространстве. Весьма популярны приборы центрального эффекта (симметричного относительно оси прибора), проекторы пламени, бликов на воде и т.д.

Ультрафиолетовые светильники. Под УФ-светом все предметы «холодных» тонов меняют цвета. Интенсивно светятся предметы, покрытые специальной краской. Занятное зрелище. УФ светильники могут быть с узким лучом, заливающего света или панорамными.

Зеркальные шары. Строго говоря, шары световыми приборами не являются, да и вообще приборами. Однако вращающийся и подсвеченный специальным прожектором шар – это что-то!

Динамический свет.

Световые сканеры. Световой сканер – прибор, производящий один или несколько подвижных в пространстве лучей. И движение, и цвет лучей управляемы. Принцип работы заключается в отражении луча прожектора подвижным зеркалом. В зависимости от модели управление может быть осуществлено по протоколу DMX512, внутренними программами или звуковой активацией. Цветообразование – посредством фильтров или при помощи синтеза цветов (RGB, CMY). Могут использоваться в качестве проекторов с использованием трафаретов гобо. Широко используются в шоу-индустрии, на телевидении. Подразделяюися на ламповые сканеры и светодиолдные LED сканеры.

Вращающиеся головы. Вращающаяся голова представляет собой крутящийся в двух плоскостях прожектор. Поэтому головы называют также приборами полного вращения. Несмотря на принципиальные отличия в принципах работы, возможности и управление голов и сканеров практически идентичны. С одной существенной оговоркой: луч от зеркала сканера в силу конструктивных особенностей прибора не может описать полный круг. В отличие от вращающейся головы. Подразделяются на ламповые головы и  светодиодные LED головы

Зенитные прожекторы. Ближайшие родственники вращающихся голов, весьма напоминающие их конструктивно. Автоматическое управление только в горизонтальной плоскости. Ручное – в вертикальной. Отличаются большими габаритами и мощностью. Используются для привлечения внимания к различным мероприятиям, архитектурным массивам. В ясную погоду эффект от их работы может быть заметен за десятки километров.

Вращающиеся шары. Световой эффект. Прибор представляет собой два или более вращающихся шара, скреплённых осями. Внутри шаров размещаются источники света. Через отверстия со светофильтрами исходят разноцветные подвижные лучи. Выглядит забавно. Используются на дискотеках, в клубах.

Почти у всех перечисленных типов приборов есть аналоги, где в качестве источника света используется светодиод (LEDlight - emitting diode, светоизлучающий диод). Преимущества светодиодов очевидны. Низкое, по сравнению с галогенными и газоразрядными лампами, энергопотребление. Большой (до 100 000) часов срок службы. Мгновенный (без прогрева) выход на рабочий режим. Не требуют сложной и часто шумной пускорегулирующей аппаратуры. Удобнее при реализации систем синтеза цветов. Электронные диммирование и строб: нет необходимости во всяких сложных механических шторках. Устойчивы к перепадам напряжения, высокой влажности и низким температурам. Малочувствительны к тряске и вибрациям, в том числе при транспортировке.

Существенный недостаток светодиодов – относительно высокая стоимость, правда, с лихвой компенсирующаяся дешевизной и удобством эксплуатации. Ещё один – не всегда достаточная мощность. Первая задача быстро и успешно решается расширением производства, особенно в странах Юго-Восточной Азии, вторая – непрерывным совершенствованием технологий.

Следует отметить, что эффект от использования многих световых приборов значительно возрастает в условиях задымления. Для этого можно использовать дым машины (генераторы дыма) или хейзеры (генераторы тумана)

К списку статей