Каталог товаров

Микшерный пульт

Микшерный пульт – многофункциональный электротехнический прибор для суммирования, коррекции и распределения звуковых сигналов от нескольких источников в один звуковой тракт или же по нескольким каналам. Микшер используется для приёма сигналов, например, с нескольких микрофонов и электромузыкальных инструментов и/или с других источников звукового сигнала для дальнейшей обработки и отправки на усилитель, устройство записи и т.д.

Микшерные пульты бывают активные и пассивные.

В пассивных пультах используются исключительно пассивные элементы, что делает возможной работу только с предварительно усиленным звуковым сигналом, поскольку, такой пульт, не обладая собственным питанием, может лишь ослаблять сигнал. Соответственно, и возможности пассивных микшеров ограничены: регулировки тембра (уровня высоких и низких частот), да уровня громкости. Ну, панорама ещё – для управления уровнем сигнала, направляемого в общие левый и правый каналы.

Активные микшеры в подачках не нуждаются и могут работать со слабыми сигналами, поскольку оснащены собственными предварительными усилителями. Благодаря этому активные пульты обладают и более широким набором возможностей в части обработки сигналов, коммутации и индикации текущего режима работы. Кроме того, активные микшеры могу обеспечить фантомным сигналом конденсаторные микрофоны. Кроме того, активные микшереные пульты обладают собственным встроенным усилителем мощности, что особенно удобно для мобильных звуковых комплектов.

Предварительное усиление и обработка сигналов производится во входной секции.

Можно рассмотреть преобразование звукового сигнала на примере отдельно взятого канала, условно-конструктивно разделив входную секцию на три блока:

·       Блок входов

·       Блок обработки

·       Блок распределения.

Блок входов обычно содержит: переключатель MIC/LINE входов, регулятор/регуляторы усиления GAIN, фазоинвертор, фильтр/фильтры. В хорошей аппаратуре обычно имеются два входа: микрофонный (MIC), как правило, симметричный и линейный (LINE), обычно, несимметричный. Регулировка усиления применяется как для, собственно, усиления сигнала, так и для его ослабления. Дополнительно, может присутствовать кнопка ослабления сигнала микрофонного входа (на 20 или 30 дБ). Фильтры служат для удаления нежелательных частот из сигнала. В дорогих приборах могут отсекаться как слишком низкие, так и слишком высокие составляющие (с регулируемыми частотами среза). В моделях попроще, и поступают проще – срезается сигнал ниже 80 или 100 Гц. Одной кнопкой.

Блок обработки включает приборы изменения тембра (эквалайзер) и гнёзда разрывов (INSERT). Эквалайзеры могут быть любого исполнения: от простой регулировки высоких и низких частот до сложных 4-х полосных параметрических. Гнёзда разрывов чаще всего парные – SEND (выход) и RETURN (возврат). Между ними включается нужное внешнее устройство, компрессор, например. Иногда, для экономии места на панели, используют одно гнездо Jack.

Гнезда разрывов PRE и POST INSERT (до/после) регулирует режим подачи сигнала с внешнего устройства обработки или с встроенного процессора эффектов: пойдёт сигнал через эквалайзер или мимо него.

Блок распределения непосредственно отвечает за то, куда сигнал отправится и уровень этого сигнала. Для этого используются: панорамный регулятор PAN – для управления уровнем сигнала, направляемого в общие левый и правый каналы; кнопка подачи сигнала на главный выход MIX; MUTE – отключение канала; SUB – отправить сигнал в подгруппу; MAIN L-R – направить сигнал в мастер секцию; SOLO – воспроизвести канал отдельно.

Для подключения внешнего процессора эффектов служат регуляторы AUX и кнопки PRE/ POST для выхода сигнала до или после фейдера.

Фейдеры – устройства регулировки уровня сигнала для каждого канала. За свой характерный вид получили прозвище «ползунки». Весьма удобны в работе, в том числе из-за наглядности восприятия уровня сигнала. Для управления эквалайзером, предварительным усилителем и т.д. используются потенциометры («крутилки»).

 

По распределению функций микшер можно разделить на:

·       Секцию входов

·       Секцию управления подгруппами

·       Мастер секцию.

Предположим, нужно резко увеличить громкость звучания одновременно десятка инструментов со своим микрофоном каждый. Нет, есть, конечно, виртуозы, но сложновато. Однако, можно объединить сигналы нужных микрофонов в подгруппу и смешать. И уже потом отправить в основной микшер. Для получения стереосигнала понадобится всего две ячейки (два канала). Принцип работы подгруппы аналогичен секции входов, только отсутствуют сами входы, кнопки посыла сигнала в подгруппы SUB. Зато, обычно, есть отдельный выход с каждой из подгрупп.

 

Мастер секция – наиболее важная часть микшерного пульта, так как именно там формируется окончательный сигнал и именно там сконцентрировано большое число органов управления и контроля. Само собой, гнёзда разрывов, подключение к внешним процессорам эффектов, гнёзда наушников и т.д.

При этом кроссфейдеры, например, мастер секции DJ-пультов работают в довольно напряжённом режиме. В самых простых пультах сигнал к усилителю идёт напрямую через кроссфейдер. Через несколько месяцев интенсивной работы, как правило – выход из строя или сигнал жуткого качества. Помогает, но не радикально, технология VCA (Voltage Controlled Amplifier, усилитель, управляемый напряжением). Фейдер управляет сигналом, но не пропускает его через себя. Но механический износ и загрязнения делают своё дело: точность и плавность хода «ползунка» снижаются. Оптические кроссфейдеры более удобны, отличаются высокими чувствительностью и быстродействием, лёгкостью скольжения. Но фактор загрязнения остаётся, страдают линзы и детекторы. Очевидно, тут не обходится без «услуг» дым машин. Наилучшим и самым дорогим вариантом следует признать применение магнитных кроссфейдеров. Ничем не уступая оптическим, магнитные малочувствительны к загрязнениям и весьма надёжны.

 

Активные микшерные пульты со встроенным усилителем мощности обладают хорошей мобильностью и достаточно удобны для не глобальных целей. Но, придётся повозиться с прокладкой недешёвых акустических кабелей. К тому же значительное, вследствие большой длины, электрическое сопротивление может негативно повлиять на качество звука.

Портативные микшеры – довольно удобные и недорогие аппараты, вполне пригодные для домашней студии. Число каналов в таких пультах ограничено (до 8), поэтому их применение для чего-то серьёзного проблематично. Использование вместо фейдеров потенциометров («крутилок») тоже никак достоинством не назовёшь – трудно представить на них оперативное управление. Ну, что поделаешь, если места нет.

Переносные микшерные пульты, рассчитанные на 14-20 каналов, здорово напоминают профессиональные приборы. Вполне пойдут для небольших концертных программ, да и в студии справятся.

Стационарные микшерные пульты – однозначно профессиональные аппараты и число каналов в них ограничено там, разве что, размахом рук. Серьёзная техника, одним словом.

Цифровые микшерные пульты можно свободно подключать к компьютерам, что весьма удобно при составлении программ управления, да и полезно для качественной трансляции. Цифровые микшеры способны запоминать настройки, что здорово выручает при работе с большим числом инсталляций. Фейдеры моторизованы и способны управлять как уровнем сигнала с процессора эффектов, так и подгруппами, да вообще, практически всем. Но цены на них запредельные. К тому же, для работы с аналоговым сигналом необходимо применять аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, что не всем нравится.

 

Микшерные пульты – довольно специализированные приборы. Прежде всего, из-за специфических требований к звуку в разных областях. Например, для студийного пульта наиболее важно качество сигнала. Для концертного – надёжность и возможность качественной оперативной работы. И побольше каналов. В туровом режиме – мобильность и механическая стойкость. Для DJ-пультов – оперативное управление и обилие эффектов. Большое количество каналов не обязательно, но важна плавность смешения сигналов.

При подборе модели микшера, прежде всего, имеет значение количество каналов. Стоит рассчитывать, хватит ли? Стоит помнить, что пульт с 20-ю моно-входами может обеспечить только 10 стереоканалов. При работе с «живым» звуком всегда желательно иметь несколько каналов в запасе.

Предпочтительно использование симметричных входов (разъём XRL) с соответствующими балансными XRL-шнурами. Всё равно используется операционный усилитель и помехи в значительной степени гасятся. Хотя, в нормальных пультах всегда есть и линейный вход с разъёмом 1/4" Jack.

Выгодно иметь хотя бы 3-х полосный эквалайзер. А для профи – параметрический эквалайзер, позволяющий перестройку частот и управление шириной полосы пропускания.

Встроенный процессор эффектов никогда не повредит. Если его мало – всегда можно использовать внешний. Но если встроенный на что-то годится – можно избежать лишних затрат.

Не последний фактор – наличие световой индикации. Окружающего света не всегда бывает достаточно. Желательно – рядом с каждым «ползунком». Ну, хотя бы общий контроль выхода. Это поможет избежать возможных перегрузок.

DJ микшерные пульты могут обладать весьма полезными функциями. BPM (Beat Per Minute) – счётчик ударов в минуту, аналог музыкального метронома. Помогает правильно свести разные композиции. Talk Over (речь поверх) – снижение уровня музыкального сигнала при работе микрофона. Снижение может быть плавным, при помощи регулятора, или ступенчатым – просто кнопкой. Сэмплер – запись отдельного музыкального фрагмента с возможностью его многократного («закольцованного») повторения. Cue – возможность прослушивания каналов отдельно. Предусмотрена, в основном, для наушников.

 

К списку статей