Каталог товаров
Каталог товаров

Демпфирование акустики. Влияние кабелей и коммутации

Задача громкоговорителя – воспроизвести как можно точнее передаваемый усилителем сигнал. Сложность состоит в том, что громкоговоритель представляет собой устройство электромеханическое и, по определению, не успевает за электрическим сигналом. Кроме того, динамическая головка является колебательной системой с собственными частотами резонанса как-то: механический резонанс подвижной системы, резонанс подвеса и диффузора и другие.

При подаче на динамическую головку импульсного сигнала возникнут колебания на резонансной частоте системы, причём диффузор продолжит производить звук и после окончания электрического сигнала. Продолжит, если эти колебания не подавить.

Изначально, ещё при проектировании, предусмотрены потери на внутреннее трение в подвесе, и, вообще, сама конструкция корпуса должна противодействовать подобным явлениям. Но наиболее действенно электрическое демпфирование.

При любом движении звуковой катушки возникает противо-ЭДС, препятствующая этому самому движению. При прекращении активного сигнала с усилителя этот электрический потенциал, замыкаясь через выход усилителя, будет препятствовать дальнейшим ненужным колебаниям. Причём препятствовать тем сильнее, чем меньше выходное сопротивление усилителя.

Затухание паразитных колебаний характеризуется коэффициентом демпфирования (он же – демпинг-фактор) и численно выражается отношением активного сопротивления громкоговорителя к выходному сопротивлению усилителя. Многим знакомый германский стандарт DIN 45500 определил для изделий, претендующих на «звание» Hi-Fi, нижний предел коэффициента демпфирования – 20. Это актуально для ламповых аппаратов с высоким выходным сопротивлением: у транзисторных усилителей это сопротивление составляет сотые и тысячные доли Ома.

 

Очевидно, при таких значениях демпинг-фактора современных усилителей приобретает большое значение коммутация между усилителем и колонками. Это и качество акустических кабелей, и надёжность контактов, и свойства пассивных кроссоверов. Эти сопротивления можно смело плюсовать к сопротивлению усилителя, тем более, что именно они и оказывают основное влияние на демпфирование.

В общем, с акустическим кабелем всё ясно – чем он будет короче (пусть даже за счёт удлинения кабеля линейного сигнала: так и должно быть), чем будет больше его поперечное сечение – тем лучше. Демпинг фактор и падение напряжения в нём легко рассчитать по величине погонного сопротивления. При этом материал жилы существенного значения не имеет (это уж совсем для гурманов), лишь бы производитель добросовестно указывал его электрические параметры. При приобретении кабеля следует обращать внимание на отсутствие следов коррозии. Не имеет также большого значения число жил в проводнике, это может повлиять, разве что, на гибкость кабеля.

Не следует забывать, что акустические кабели, в отличие от межблочных, передают не только сигнал, но и мощность. Важны и сечение, и длина. Существуют таблицы CEDIA (Custom Electronic Design and Installation Association) с указанием минимальных сечений в зависимости от длин проводов. При этом нельзя упускать из вида проводимую мощность.

 

Не меньшего внимания заслуживает качество соединений. Неважно каких, межблочных или колоночных. Плохой контакт неизбежно испортит звук везде. Даже беглый внешний осмотр поможет определить качество коннектора.

Коннектор должен быть изготовлен из качественного упругого материала достаточной прочности. Для гарантированно хорошего контакта желательно иметь возможность регулировать степень подпружинивания. Для предотвращения ухудшения контакта из-за коррозии нужны коннекторы с покрытием. Оптимальный вариант – позолота, обеспечивающая минимальное сопротивление в месте перехода. Это тем более важно, если позолочены контакты на приборе. Правда, легко нарваться на подделку. Качество покрытия визуально определить невозможно. Вообще, желательно в месте контакта иметь одинаковые материалы. Если на приборе хромированные – значит, так тому и быть.

Для крепления к акустическому кабелю можно использовать пайку, либо обжим. Пайка имеет высокую механическую прочность и обеспечивает превосходный контакт. К тому же коннектор можно использовать неоднократно (а хороший коннектор недёшев). Какие либо нарушения контакта в паяном соединении возможны только в случае некачественной пайки или разъедания проводников не смытым флюсом. Такие дефекты, как правило, видны невооружённым глазом. Специалисты рекомендуют именно пайку.

Для качественного контакта в обжимном коннекторе нужен специальный инструмент и правильно подготовленный кабель. Ну и, естественно, некоторая сноровка. Ведь качество обжима «на глаз» не определить.

В хороших профессиональных коннекторах обязательно присутствует зажим для кабеля.

Все элементы коммутации лучше приобретать в проверенных местах, марок надёжных производителей. Тут экономить не стоит. Тем более, затраты на качественные составляющие не составят более 5…12% от стоимости акустики, в зависимости от длины связи и способа подключения.

К списку статей